О Silent Hill слышал почти каждый, даже те, кто никогда не держал в руках геймпад. Это одна из тех франшиз, которые заставляют говорить о себе, искать информацию о сюжете, героях. Короче говоря — вызывают желание понять, почему же столько геймеров сходят по ней с ума.
И как любой успешной серии, ей не чужды взлёты и падения. Если первые три игры Silent Hill — настоящий взрыв, который заложил основу для дальнейшего развития жанра хорроров на выживание. Затем было несколько выпусков, которые публика приняла достаточно холодно. Но Silent Hill 2 Remake от Bloober Team возвратил интерес к франшизе.
Аналогичный путь прошла Resident Evil — бум в начале, некоторый спад в середине и новый взлёт. И если мы только ждём выхода Resident Evil Requiem, то про Silent Hill f уже можно высказаться более определённо. Что это — свежий взгляд на серию или неудачный эксперимент? Рассказываем.
Сюжет: знакомая атмосфера ужаса в другом сеттинге
Многие изначально в штыки принимали тот факт, что сюжет Silent Hill f крутится не вокруг грустного мужчины в американском городке. Однако всего через сутки после релиза продажи игры превысили 1 миллион копий — совсем неплохо для провала, правда?
Здесь в центре повествования хрупкая школьница, Хинако. Действие разворачивается в Японии, и национальный колорит оставил довольно яркий отпечаток (но об этом позднее).

Сама Хинако называет себя самым обычным человеком, утверждая, что в ней нет ничего особенного. Она живёт в маленьком замкнутом городке, где жизнь течёт медленно и однообразно. Но, как и положено в жанре survival horror, это спокойствие быстро оборачивается кошмаром.
Героине приходится исследовать мрачные улицы, сталкиваться с загадками и встречать ужасающие воплощения собственных страхов и сожалений. Кажется, что кроме неё в городе остались лишь трое друзей, но с самого начала в их отношениях чувствуется искусственность и напряжение. Они ведут себя так, словно что-то скрывают — и друг от друга, и от самих себя.

Эта странность лишь усиливается благодаря фирменному стилю Silent Hill, где персонажи удивительно спокойно принимают чудовищные события вокруг. Их диалоги звучат порой холодно и отстранённо, и именно в этих интонациях ощущается надлом. У четвёрки явно есть общее прошлое, полное недомолвок, и наблюдать, как постепенно проявляются их настоящие эмоции, становится всё более увлекательным.
Ключ к пониманию Silent Hill f лежит в дневнике Хинако, который она ведёт на протяжении всей игры. Сначала это простой пересказ событий, но со временем записи превращаются в зеркало её внутреннего мира. Через её слова мы узнаём о друзьях, семье, обществе, а также о чудовищах, с которыми она сталкивается. Постепенно становится ясно, что именно привело её в Сайлент Хилл — и почему город выбрал именно её.

И здесь важно вспомнить, что сюда не попадают «просто хорошие» люди. Герои Сайлент Хилла — это всегда персонажи с личным адом внутри. Silent Hill f не исключение: главный ужас игры заключается именно в личности Хинако. Кто она на самом деле? Что скрывает за маской «обычного человека»?
В Silent Hill 2 Джеймс пытается найти свою жену, в то время как в Silent Hill f Хинако сбегает из дома от тираничного отца. Вернувшись, она обнаруживает знакомые улицы туманными и заброшенными — не осталось никого, кроме нескольких друзей.

На фоне Silent Hill 2 такой сюжет может показаться каким-то слишком подростковым и «ванильным». Что ж, если речь идёт про достаточно взрослых игроков, то это отчасти справедливо. А вот более молодые геймеры завязку, скорее всего, оценят.
Однако это не значит, что если вам 30+, то Silent Hill f нечего вам предложить. И в первую очередь — это фирменный ужас серии. Конечно, он предстаёт в несколько иной форме из-за японской культуры и фольклора. Но от этого не стал менее пугающим.

Вообще, сама по себе способность игры напугать — нечто трудноуловимое. Опытному игроку может быть страшно до первого или второго возврата на контрольную точку (то есть когда ваш персонаж погибнет). Однако затем вы понимаете, что к чему, и страх от неизвестности рассеивается. Кого-то в этом случае уже и скримеры не так пугают, так как примерно понятно, когда их ждать. Максимум — сохраняется переживание за прогресс и ресурсы.
Тогда что делать игре, задача которой — напугать вас до чёртиков? Остаётся только надавить на уязвимые места, вызвать ужас не неожиданностью, а смыслом происходящего. И вам это обеспечат.

Silent Hill f берёт такие понятия, как дружба, общность, традиция и превращает их в источник кошмара. Предательство, утрата себя, давление общества — здесь это реально пугает и куда сильнее, чем любая тварь из темноты. История Хинако очень задевает и показывает, как доверие может превратиться в слабость, а сообщество — в источник боли.
В этом смысле Silent Hill f ведёт настоящую психологическую войну, и именно поэтому он работает как настоящий хоррор, а не просто игра с монстрами и эффектными сценами. В хороших играх этого жанра вам некомфортно в процессе. Но здесь вам не по себе даже после того, как отложили геймпад. И для хоррора это похвала.

Стоит также отметить, что мир в Silent Hill f как бы разделён на две половины — реальную и потустороннюю. Повествование то и дело перебрасывает игрока между ними, и каждый из этих слоёв ощущается по-своему.
События в реальном мире ближе всего напоминают классический Silent Hill. Здесь царит густой туман, ресурсы на вес золота, а оружие имеет ограниченный запас прочности. Хочешь — сражайся, но рискуешь остаться беззащитным в самый неподходящий момент. Приходится постоянно выбирать: ввязаться в бой или попытаться ускользнуть. И мы рекомендуем не пренебрегать вторым вариантом.

Каждый раз, когда Хинако теряет сознание или впадает в беспамятство, она оказывается в мрачном пространстве под названием храм Хокоры. Это место живёт по собственным правилам: здесь враги возрождаются, если их не уничтожить в определённых залах, а привычное оружие из реального мира становится недоступным. Атмосфера храма пугает даже в сравнении с остальными локациями — именно здесь происходят одни из самых жутких и запоминающихся сцен Silent Hill f.

Попадание в потусторонний мир меняет акценты. Да, аптечки по-прежнему редкость, выносливость и «душевное здоровье» расходуются быстро, но ключевое отличие в том, что найденное здесь почти оружие не ломается.

Впервые игрок получает возможность сражаться без оглядки на прочность арсенала, и это полностью меняет ритм игры. Баланс смещается от выживания к противостоянию, и именно в этих эпизодах кто-то из фанатов почувствует, что игра уходит от привычного формата Silent Hill.

Работа со звуком здесь шикарная. Казалось бы, на этот аспект поклонники Silent Hill вообще редко жаловались. Но Silent Hill f выделяется — здесь есть звуки, которых не было и не могло быть в предыдущих частях. Например, жуки или тревожный перезвон колокольчиков. С непривычки это способно нагнать жути в нужный момент, особенно если вы играете в наушниках. Любителям острых ощущений настоятельно рекомендуем проходить игру именно так.

Кстати, всеми любимый Акира Ямаока поработал и здесь — Silent Hill f получил саундтрек от мастера звукового оформления франшизы. И это прекрасно. Некоторые даже назвали вступительную песню «Mayoi Uta» идеальной для японского кино ужасов.
Геймплей и боевая система: выжить трудно, но можно
Пожалуй, боевая система в целом не была сильной стороной франшизы. В Silent Hill f сделана попытка исправить это, но она и вызвала споры. Дело в том, что игра получила элементы souls-like, и впечатление от них двойственное.

От хоррора здесь сохранено ощущение беспомощности из-за несколько замедленных движений Хинако и «танковости» управления. От соулслайка здесь то, что она гораздо лучше уклоняется от атак, чем Джеймс в Silent Hill 2. Правда, справедливо это только до тех пор, пока у неё достаточно выносливости.
Несмотря на хрупкость, главная героиня Silent Hill f, может парировать удары противников. А ещё есть так называемая «концентрация» — возможность ненадолго замедлить время.

Но боевые навыки Хинако ограничены: она не солдат и не охотник на чудовищ. Её арсенал состоит из подручных вещей вроде труб, ножей или бит, и всё это со временем ломается. Поэтому ключевым умением становится не сила удара, а умение вовремя оценить, стоит ли ввязываться в схватку.
Многие стычки можно избежать, если проскользнуть мимо или отыскать обходной путь. Попытка расправиться с каждым врагом быстро оставит героиню без оружия и аптечек — а впереди всегда ждут куда более серьёзные угрозы. Боевая система Silent Hill f наказывает за прямолинейность, напоминая: ваша цель — не уничтожить всё живое, а выжить.
Особое внимание уделено трём показателям: здоровью, выносливости и здравомыслию. Последний элемент делает игру ещё более напряжённой. Психическое здоровье постепенно истощается после определённых атак врагов, и если она обнулится — Хинако погибает.
Но здесь есть важный нюанс: рассудок можно расходовать намеренно, чтобы использовать особые «фокусированные» атаки. Эти удары способны переломить ход схватки, оглушив или моментально убив противника. Решение, рисковать ли остатками рассудка ради спасения, становится одним из ключевых элементов выживания в Silent Hill f.
Монстры в Silent Hill f — это отдельный источник кошмаров. Их дизайн держится на грани между отвратительным и символичным: от конгломератов детских костей до бесформенных сгустков лиц, изрыгающих кровь. Боссов в игре немного, но каждый из них запоминается, даже если пока сложно представить, что кто-то из них станет культовым вроде Пирамидоголового.
В отличие от привычных медлительных тварей из старых частей, новые враги агрессивны и ведут себя как хищники: подстерегают на крышах, преследуют, заставляют постоянно держать ухо востро. Иногда их возрождения в неожиданных местах раздражают, но именно это добавляет игре нужного напряжения.
Загадки в Silent Hill f играют важную роль, возвращая классическую атмосферу серии. Они требуют не только внимательности, но и умения сопоставлять детали. Иногда решение лежит на поверхности, но в других случаях приходится исследовать окружение, пробовать разные подходы и самому доходить до правильного ответа. Некоторые головоломки допускают несколько вариантов прохождения, и за смекалку игра поощряет игрока небольшими наградами, что только подогревает интерес.
Геймплей дополняют многочисленные побочные механики, которые заметно обогащают опыт прохождения. Кроме шкалы здравомыслия, есть шкала веры, система жертвоприношений, амулеты и улучшения характеристик Хинако. Всё это делает процесс куда более многослойным, не позволяя игре превратиться в простое блуждание по жутким локациям. В отличие от ремейка Silent Hill 2, новый проект даёт больше пространства для экспериментов и стратегических решений.
Наш совет: не пренебрегайте картой и дневником Хинако. Первая постоянно обновляется: на ней появляются пройденные области, заблокированные проходы и ключевые цели. Более того, разработчики добавили к ней небольшие каракули и заметки, благодаря чему карта выглядит не бездушным интерфейсом, а частью переживаний самой Хинако. Для новичков именно привычка сверяться с ней становится спасением — иначе легко потеряться в запутанных тропах и впустую тратить ресурсы на ненужные бои.
Что касается дневника, то он не только помогает лучше понять сюжет, но и влияет на ваш прогресс в игре. В нём автоматически фиксируются данные о персонажах, врагах и найденных головоломках. Это избавляет от необходимости держать в голове коды или символы. Кроме того, записи часто содержат подсказки, влияющие на концовку игры.
Так что такое Silent Hill f — попытка нажиться на громком имени или новый виток франшизы?
Silent Hill f представляет собой совершенно новую историю и свежий подход к игровому процессу. Когда-то Resident Evil 7 предложила неожиданный взгляд на знакомые механики серии, а теперь и Silent Hill f привносит новые идеи в известный мир ужаса. Игра остаётся узнаваемой как часть Silent Hill, но предлагает новый антураж, новую героиню и оригинальные интерпретации привычных элементов. И делает это довольно неплохо.
Психологический хоррор, отличавший предыдущие части Silent Hill, сохраняется и здесь, однако он подвергся существенным трансформациям. Некоторые изменения обусловлены сеттингом: японская культура и местный фольклор глубоко влияют на психологический портрет героев и атмосферу. Другие нововведения связаны с характером Хинако — юного, но сложного персонажа
Темы страдания, внутренней борьбы и сложных метафор остаются центральными элементами сюжета. Silent Hill f удаётся выразить их по-новому и свежо, но по-прежнему ужасающе. В результате игра перекликается с лучшими частями Silent Hill не вопреки их традициям, а именно благодаря изменениям. Несмотря на недостатки, это тот же Silent Hill — пугающий, выворачивающий душу наизнанку и заставляющий вздрагивать от любого шороха.