В России обсуждаются изменения в порядке уплаты утилизационного сбора — обязательного платежа, связанного с покупкой и регистрацией автомобилей. Многие водители до сих пор не до конца понимают, кто именно должен его платить, когда это нужно делать и как возможные нововведения повлияют на стоимость машин.

В этом материале рассказываем простыми словами, что такое утильсбор, кому он обязателен, какие исключения существуют и какие изменения планируются.
Что такое утильсбор и зачем он нужен
Простыми словами, утилизационный сбор — это часть стоимости транспортного средства, которая заранее покрывает расходы на его переработку после окончания срока службы. По сути, это плата за будущую утилизацию автомобиля, включённая в цену машины ещё до её покупки.

Сегодня уплата утильсбора обязательна для большинства видов транспорта. Его начисляют не только на легковые и грузовые автомобили, но и на автобусы, прицепы, спецтехнику и другие самоходные машины. Таким образом, сбор распространяется практически на все категории транспортных средств.
Перечень техники, на которую распространяется сбор, закреплён в двух документах:
- Постановление Правительства РФ № 81 от 6 февраля 2016 года — список самоходных машин и оборудования;
 - Постановление Правительства РФ № 1291 от 26 декабря 2013 года — перечень колёсных транспортных средств.
 
Как рассчитать утильсбор
Самый простой способ узнать сумму утилизационного сбора — воспользоваться онлайн-калькулятором. В таких сервисах утильсбор обычно выделяют отдельным пунктом. Однако при желании сумму можно рассчитать и самостоятельно.
По общему правилу, утильсбор рассчитывают по формуле:
Сумма утильсбора = Базовая ставка × Коэффициент

С 1 января 2025 года размер базовой ставки не изменился, однако увеличились повышающие коэффициенты, которые меняют итоговую сумму платежа.
Необходимые значения коэффициентов указаны в постановлении № 1291 от 26 декабря 2013 года. В таблицах документа нужно выбрать строку, соответствующую типу и объёму двигателя автомобиля.
- Первый столбец — для машин, с момента выпуска которых прошло менее трёх лет.
 - Второй столбец — для расчёта утильсбора на автомобили старше трёх лет.
 
Таким образом, чем старше и мощнее транспортное средство, тем выше итоговая сумма утильсбора.
Кто обязан платить утильсбор
Платить утилизационный сбор должны все, кто вводит транспортное средство в эксплуатацию впервые. Причём независимо от того, произведено оно в России или ввезено из-за границы.
Основные категории плательщиков:
- Производители автомобилей в России. Они оплачивают утильсбор за каждое транспортное средство, выпущенное на внутренний рынок страны.
 - Импортёры и физические лица, ввозящие транспорт из-за рубежа. Для таких автомобилей сбор входит в пакет обязательных платежей при растаможке.
 - Покупатели или владельцы транспортных средств, за которые ранее сбор не уплачивался. Это может произойти, например, если машина ввезена без уплаты утильсбора или оформлена с ошибками в документации.
 
Если утильсбор за конкретный автомобиль уже был оплачен, повторно платить не требуется. Информацию об этом можно найти информация в документах транспортного средства.
Кто не платит утильсбор
Закон предусматривает несколько случаев, когда утилизационный сбор можно не платить. Эти исключения указаны в части 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Утильсбор не платят:
- Владельцы ретроавтомобилей. Если машине больше 30 лет, и её официально признали раритетной, утильсбор не взимается. Для этого транспорт должен пройти специальную процедуру подтверждения статуса.
 - Дипломатические представительства и консульства. Автомобили, принадлежащие иностранным дипмиссиям, не облагают утильсбором.
 - Беженцы, переселенцы и участники программ по добровольному переселению в РФ.
 - Транспорт, ввозимый в свободную таможенную зону Калининградской области. Освобождение действует для машин не старше трёх лет. Исключение: международные перевозки.
 - Временно ввезённые автомобили.
 
Как изменились правила об утильсборе с 1 января 2025 года
С 1 января 2025 года в России вступили в силу новые правила расчёта утилизационного сбора. Постановление Правительства №1255 от 13 сентября 2024 года установило обновлённый порядок на ближайшие 6 лет.
Главное изменение — ежегодная индексация утильсбора. Теперь размер платежа будет регулярно пересматриваться. Повышение затронет все категории транспортных средств — от легковых автомобилей до грузовиков, автобусов и спецтехники.

Индексация должна компенсировать рост затрат на переработку транспортных средств и поддерживать актуальный уровень финансирования программы утилизации. Но для автовладельцев и производителей это означает постепенное, но ощутимое увеличение стоимости автомобилей.
Почему новые правила утильсбора вызывают тревогу
В последние недели тема пересмотра ставок утилизационного сбора активно обсуждается в автосообществе. Во Владивостоке даже прошёл митинг с участием автомобилистов. На акцию пришло около 500 человек, а протестующих поддержали некоторые депутаты.
Основная причина волнений — изменения утильсбора, которые затрагивают физических лиц, ввозящих автомобили для личного пользования. Сейчас для них действует льготная ставка для автомобилей с объёмом двигателя до 3 литров:
- 3 400 рублей — для новых автомобилей;
 - 5 200 рублей — для машин старше трёх лет.
 
12 сентября Правительство РФ анонсировало изменения, опубликовав проект постановления. Согласно ему, уже с 1 ноября расчёт утильсбора меняется — теперь он будет привязан не к объёму двигателя, а к его мощности. Ключевая отметка — 160 лошадиных сил. Всё, что ниже этого значения, облагается сбором по прежним тарифам, а всё, что выше — по повышенным ставкам. В некоторых случаях сумма доплаты может достигать миллиона рублей.
По сути, новый подход повышает утильсбор для мощных машин почти до уровня коммерческой ставки, применяемой к юридическим лицам-импортёрам. Для сравнения:она составляет почти 670 000 рублей, что больше текущей льготной ставки примерно в 200 раз.
Для многих россиян, которые годами копили на автомобиль, это решение стало неожиданным ударом. Машины и без того стоят дорого, а теперь покупка даже относительно мощного автомобиля превращается в роскошь.
Особое недовольство вызывали сроки: покупатели, заказавшие машины из-за рубежа, просто не успевали отменить заказ. Транспорт уже в пути, и платить пришлось бы по новым ставкам.
В чём суть отсрочки действия новых правил утильсбора
После просьбы организации «Деловая Россия» и партии «Справедливая Россия» Минпромторг согласился на отсрочку введения новых тарифов. Вице-премьер Денис Мантуров поручил министерству проработать этот вопрос.
Нужно учитывать: власти пошли навстречу гражданам и компаниям, которые купили автомобили, но не успевают завершить растаможку. Но, как отметил член генсовета «Деловой России» Алексей Николаев, речи о переработке самой схемы расчёта утильсбора не идёт. Ведомство готово только на отсрочку.
По словам представителей Минпромторга, это решение продиктовано реалиями. Дело в том, что современные двигатели при небольшом объёме способны выдавать высокую мощность. Так что привязка исключительно к литражу больше не отражает фактические характеристики автомобиля.
Таким образом, сам подход к расчёту утильсбора остаётся прежним: платить больше будут владельцы машин с мощными двигателями. Изменения касаются лишь сроков — министерство согласилось сдвинуть дату вступления новых правил с 1 ноября на 1 декабря 2025 года.
Как отметил Николаев, такое решение связано с тем, что после объявления о новых правилах в стране начался ажиотаж. Многие россияне и компании поспешили оформить заказы на автомобили, чтобы успеть до повышения ставок. Но перегруженные таможенные пункты не справляются с объёмом ввоза — и часть машин физически не успевает пройти растаможку до установленного срока.
Он также добавил, что в министерстве разрабатывается механизм, который должен связать дату покупки автомобиля и размер уплачиваемого утильсбора. Однако конкретных деталей пока нет.
По сути, Минпромторг только дал бизнесу и частным покупателям чуть больше времени. Но курс на переход к новому принципу расчёта пока остаётся неизменным: утильсбор будет зависеть от мощности двигателя, а не от его объёма.
Что будет, если не платить утильсбор
Если владелец автомобиля или импортер не предоставит в таможню документы, подтверждающие правильность расчёта утилизационного сбора, ему начислят пени за неуплату.
Размер пеней составляет 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в период просрочки. Пени будет начисляться за каждый день задержки, начиная со следующего дня после окончания срока уплаты.
Иными словами, чем дольше тянете с документами, тем больше придётся заплатить. Поэтому важно вовремя подать все подтверждающие бумаги в таможенный орган. Иначе даже небольшая задержка может обернуться ощутимой переплатой.
Кроме того, неуплата утильсбора является основанием для отказа в проведении регистрационных действий. Проще говоря, автомобиль, ввезённый в Россию, не получится поставить на учёт в ГИБДД. Также невозможно будет внести изменения в регистрационные данные при смене владельца транспортного средства.